— Цифры, которые вносятся в систему, исходно формируют организации. Но на этом уровне не всегда правильно определяются перспективы развития отрасли, в которой работает данная организация, и, соответственно, кадровые потребности. Сегодня, возможно, ей не нужен экономист. Но если данная сфера деятельности будет динамично развиваться, через пять лет он понадобится, а может быть, и не один. А заказ сегодня не делают. Узких специалистов, особенно технического профиля, правда, работодатели сейчас заказывают, потому что понимают: если не начать их подготовку сейчас, готовых на рынке будет сложно найти, — отмечает Сергей Касперович.
Новая система набора студентов, по его словам, будет основываться в том числе на анкетных опросах организаций всех форм собственности и дополняться расчетами на основе прогнозных экономико-математических моделей. Это позволит учитывать как перспективную динамику развития отрасли, так и динамику производительности труда.
— Если производительность труда растет быстрее, чем объемы производства в отрасли, то кадров нужно меньше, — приводит пример Сергей Касперович.
Он подчеркивает: ситуация, когда набор студентов основывался лишь на желании университета заполучить как можно больше студентов, а соответственно, и средств, давно осталась в прошлом. По его словам, новая система позволит более эффективно противодействовать подготовке специалистов, не востребованных на рынке труда.
Этому же поспособствует и то, что набор студентов на специальности, которые не соответствуют профилю университета, будет существенно урезан.
— Если БГЭУ в состоянии подготовить экономиста, например, для сельского хозяйства, стоит ли обучать его в БГАТУ? — задается вопросом Сергей Касперович. — Или, например, есть учреждения образования, которые готовят кадры по ключевому для себя направлению, например, для легкой, пищевой промышленности или машиностроения. Нужна ли там экономическая подготовка? Мы исследуем проблему и уже в этом году идем к оптимизации — будем сокращать непрофильную подготовку.
Однако, обращает внимание Касперович, в этом вопросе Министерство образования действует осторожно.
— Во-первых, если учреждение образования, которое расположено в определенном регионе, комплексно обеспечивает его кадрами по многим направлениям, понятие профильности для него становится весьма условным. Во-вторых, если в каком-то университете подготовка велась долгие годы, но стала избыточной в силу имеющихся потребностей экономики, но там есть кафедры, доценты и профессора, которые формируются как профессионалы на протяжении десятилетий (учеба в университете, аспирантура, научно-исследовательская работа, защита диссертаций), неправильно просто так взять и уничтожить научно-педагогическую школу. Если школа исчезнет при востребованности соответствующего направления в перспективе, мы не сможем преподавательские кадры быстро воспроизвести, не приедет профессура и из-за границы.