Заполните Ваши контактные данные.
Мы перезвоним Вам!

Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение», 2020 год

для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования I ступени или среднего специального образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение» предназначена для лиц, поступающих в учреждения среднего специального и (или) высшего образования.

Программа структурирована в соответствии с основными содержательными линиями обществоведческого образования.

Вступительные испытания в учреждения высшего образования по учебному предмету «Обществоведение» проводятся в форме централизованного тестирования. Содержание тестовых заданий определяется настоящей программой вступительных испытаний, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен знать:

- основные явления и процессы, характеризующие социальную, экономическую, политико-правовую, духовную жизнь современного общества, и понятия, отражающие сущность явлений и процессов;

- приоритеты политического, социально-экономического, культурного развития Республики Беларусь на современном этапе;

- основные положения идеологии белорусского государства;

- содержание Конституции Республики Беларусь.

Абитуриент должен уметь:

- анализировать, систематизировать, обобщать изученные общественные явления и процессы;

- сравнивать изученные общественные явления и процессы, выявлять их общие черты и отличия;

- раскрывать причинно-следственные связи между общественными явлениями и процессами;

- определять последовательность общественных явлений и процессов;

- устанавливать соответствие между предложенными множествами (общественными явлениями, процессами и понятиями, отражающими их сущность);

- анализировать несложные статистические данные, отражающие социальные, экономические, политические, духовные явления и процессы;

- извлекать из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения учебно-познавательных и практических задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА

Человек как личность. Человек – биосоциальное существо. Индивид, индивидуальность, личность. Темперамент, его роль в жизни человека. Типы и черты характера. Направленность личности (мотивы, интересы и потребности, установки). Самопознание личности. Самовоспитание.

Социализация личности. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и коллективизм. Конформизм и нонконформизм.

Понятие общества. Особенности познания общественной жизни. Основные сферы жизни общества. Сущность исторического процесса. Участники исторического процесса. Роль личности в истории.

Концепция постиндустриального (информационного) общества. Место Республики Беларусь в современном информационном пространстве. Средства массовой информации и развитие информационной культуры.

Многообразие современного мира и его противоречия. Современные цивилизации и перспективы их развития. Место и роль Беларуси в современном цивилизационном процессе. Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов.

Футурологические прогнозы. Задачи гуманизации общественной жизни.

Сущность культуры. Функции культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. Народная и профессиональная культура. Субкультура и контркультура. Молодежная субкультура.

Культура как механизм социального наследования. Культура общения. Этикет.

Творчество и культура. Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

Национальное и общечеловеческое в культуре. Беларусь на перекрестке культур. Белорусские национальные традиции. Менталитет белорусского народа. Политика белорусского государства в области культуры.

2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная структура общества. Основные социальные общности и группы. Классы и страты.

Социальные институты.

Социальный и национальный состав населения Беларуси. Качество и уровень жизни населения. Социальная защита населения в Республике Беларусь.

Демографическая политика Республики Беларусь.

Нации и национальные отношения. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная по­литика Республики Беларусь.

Семья и брак. Функции семьи. Современные тенденции развития семьи.

Молодежь как социальная группа. Социальные характеристики молодежи. Приоритеты молодежной политики белорусского государства: профориентация, образование, трудоустройство молодежи. Государственная поддержка талантливой молодежи в Республике Беларусь.

Политика белорусского государства в области здравоохранения. Физическая культура и спорт.

Общение и его функции. Виды и формы общения. Средства общения. Взаимодействие с окружающими людьми. Способы взаимодействия. Типы конфликтов. Линии поведения в конфликтных ситуациях. Пути разрешения конфликтов.

3. ДУХОВНАЯ СФЕРА

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Пути развития духовного мира личности.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основные проблемы философии. Роль философии в духовной жизни общества и личности.

Сущность морали. Основные понятия морали. Общественные функции морали.

Виды нравственных ценностей. Нравственные нормы и их значение для общества и человека. Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственный поступок и его мотивы. Нравственная оценка. «Золотое правило» нравственности.

Религия как форма мировоззрения. Структура и функции религии. Взаимосвязь религии и нравственности. Виды религий. Конфессиональная

политика Республики Беларусь. Свобода совести и вероисповедания в Республике Беларусь.

Сущность образования, его функции. Система образования в Республике Беларусь. Образование как приоритет политики белорусского государства.

Роль науки в жизни общества. Гуманистическая функция и нравственные основы науки. Научный потенциал Республики Беларусь.

Эстетическое отношение к миру. Сферы эстетической деятельности. Сущность искусства.



4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Понятие экономики. Экономический цикл и его фазы. Производство и его формы. Экономические потребности и ресурсы.

Экономическая система общества. Основные типы экономических систем. Структура современной экономики.

Собственность и ее формы. Отношения собственности.

Доход. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Рынок, его основные функции. Характерные черты рыночной экономики. Конкуренция и ее роль в развитии экономики.

Сущность денег и их виды. Основные функции денег. Инфляция.

Экономические функции государства. Налоговая система. Государственный бюджет. Финансово-кредитная система.

Основные показатели национальной экономики. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетные направления региональной политики белорусского государства. Основные задачи развития регионов. Цели и задачи государственных программ устойчивого развития села.

Сущность инновационного пути развития. Основные направления инновационного развития Республики Беларусь. Высокие технологии.



5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Политическая система: понятие, типы, функции. Политика и власть. Политическая идеология. Основные положения идеологии белорусского государства.

Основные признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства.

Основные признаки демократического устройства государства. Правовое государство и гражданское общество. Права человека.

Политические партии: их функции и типы. Партийная система и ее виды. Общественные объединения.

Политический статус и политическая культура личности. Политическое лидерство.

Геополитическое положение Республики Беларусь. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства.

Республика Беларусь в системе современных международных отношений: международные организации и сотрудничество.

Глобализация. Противоречивый характер последствий глобализации. Беларусь в системе глобализационных процессов.



6. ПРАВО

Право и его основные функции. Право и мораль. Правовая культура личности.

Конституция и ее место в национальной правовой системе. Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе.

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Народовластие. Верховенство права. Суверенитет.

Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный процесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь.

Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.

Конституция и национальное законодательство в области защиты прав человека. Основные международные акты в области прав и свобод человека. Правовой статус личности в современном государстве. Права и свободы человека в Республике Беларусь. Обязанности и гражданский долг человека.

Основы гражданского права. Область применения гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность.

Основы трудового права. Правовой механизм трудоустройства. Права и обязанности нанимателя и работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда и ее особенности для несовершеннолетних. Порядок прекращения трудового договора, соглашения.

Основы семейного права. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Основы административного права. Субъекты административно-правовых отношений. Правомерное поведение и административное правонарушение (проступок).

Основы уголовного права. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Необходимая оборона. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Наказание, его цель и виды.

Основные задачи и полномочия правоохранительных органов Республики Беларусь. Суд. Прокуратура. Органы внутренних дел. Органы юстиции. Органы государственного контроля. Органы государственной безопасности.

Источник: edu.gov.by
ноябрь, 2019
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ