Спецификация экзаменационной (тестовой) работы к ЦЭ и ЦТ в 2023 году по учебному предмету «Всемирная история (новейшее время)»

Назначение экзаменационной (тестовой) работы — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание экзаменационной (тестовой) работы соответствует учебным программам общего среднего образования с белорусскими и русскими языками обучения по учебному предмету "Всемирная история" для IX класса,XI классов( базовый уровень), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, и Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Всемирная история» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2023 г., утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 31.10.2022 № 644.

3. Качество экзаменационной (тестовой) работы обеспечивается экспертизой экзаменационных материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню сложности.

4. Эквивалентность вариантов экзаменационной (тестовой) работы обеспечивается их формированием в соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковый уровень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса всемирной истории (новейшее время).

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных.

Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде числа, слова, словосочетания или определенного сочетания цифр или букв и цифр.

6. Количество заданий в одном варианте теста – 38.
Часть А – 16 заданий.
Часть В – 22 заданий.

7. Структура теста

№ - Разделы программного материала - Количество заданий - Процент от общего количества
Раздел 1. Страны Европы и США в 1918-1939гг. — 7 заданий (19 %).
Раздел 2. Советское государство в 1917-1939гг.— 7 заданий (19 %).
Раздел 3. Страны Востока и Латинской Америки в 1918-1939гг. - 2 задания (5%).
Раздел 4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа - 7 заданий (19 %).
Раздел 5. Страны Европы и США в 1945 - начале ХХIв. — 16 заданий (15 %).
Раздел 6. СССР. Российская Федерация (1945 - начало ХХIв.) - 6 заданий (15 %).
Раздел 7. Страны Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны - 3 задания (8 %).

8. Уровни сложности

По уровням сложности задания распределяются следующим образом:
I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 14 заданий(37 %);
III уровень – 14 заданий(37 %);
IV уровень – 8 заданий (21 %);

9. Программный материал для разработки экзаменационных (тестовых) заданий

Раздел 1. Страны Европы и США в 1918 1939гг.

  • Утверждение основ послевоенного мира.
  • Страны Запада в 1918—1923 гг.
  • Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
  • Западный мир накануне Второй мировой войны. Борьба против фашизма.
  • Международные отношения в 1930-егг.
  • Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период.
  • Наука и культура Западной Европы и США в межвоенный период.


Раздел 2. Советское государство в 1917-1939гг.

  • Октябрьская революция и установление советской власти в России.
  • Гражданская война.
  • Курс построения социализма.
  • Политическое развитие советского государства.
  • Культурные преобразования В СССР в 1920-—1930-е гг.


Раздел 3. Страны Востока и Латинской Америки в 1918-1939гг.

  • Китай в межвоенный период.
  • Индия в межвоенный период.
  • Япония в межвоенный период.
  • Мусульманский мир в межвоенный период.
  • Латинская Америка в межвоенный период.


Раздел 4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.

  • Начало Второй мировой войны.
  • Начало Великой Отечественной войны.
  • Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.
  • Антифашистская борьба на оккупированных территориях СССР и стран Европы.
  • Советский тыл во время войны.
  • Заключительный этап Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Раздел 5. Страны Европы и США во 1945 - начале ХХI века

  • Основные тенденции развития стран мира после Второй мировой войны.
  • Формирование постиндустриального общества.
  • Соединенные Штаты Америки.
  • Великобритания.
  • Франция.
  • Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика. Объединение Германии.
  • Италия.
  • Страны Центральной и Юго-Восточной Европы.
  • Наука и культура Западной Европы и США.

Раздел 6. СССР. Российская Федерация (1945 - начало ХХIв.).

  • СССР в 1945-1953 гг.
  • СССР в 1953— 1964 гг.
  • СССР в середине 1960-х — начале 1980-хгг.
  • Политика перестройки и распад СССР.
  • Российская Федерация.
  • Наука и культура в СССР и Российской Федерации.


Раздел 7. Страны Азии, Африки, Латинской Америки после второй мировой войны

  • Распад колониальной системы.
  • Китай.
  • Япония.
  • Индия.
  • Страны мусульманского мира.
  • Страны Латинской Америки.
  • Локальные войны и конфликты.
10. Объекты контроля

Экзаменационная (тестовая) работа по всемирной истории (новейшее время) предназначен для проверки учебных достижений.

Экзаменуемый должен знать:
  • основной теоретический и фактический учебный материал,
  • ориентироваться в важнейших событиях современности.

Экзаменуемый должен уметь:
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами, событиями и явлениями;
  • сравнивать исторические факты;
  • систематизировать и обобщать исторические факты, делать на этой основе аргументированные выводы;
  • конкретизировать теоретические выводы и исторические понятия;
  • характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей;
  • локализовывать исторические события во времени и пространстве;
  • использовать содержание исторической карты для выявления особенностей экономического, политического и культурного развития стран.

11. Время выполнения экзаменационной (тестовой) работы - 90 минут.

12. Результаты выполнения экзаменационной (тестовой) работы оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Источник: rikc.by
декабрь, 2021
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ