Спецификация экзаменационной (тестовой) работы к ЦЭ и ЦТ в 2023 году по учебному предмету «История Беларуси»

1. Назначение экзаменационной (тестовой) работы - объективное оценивание уровня подготовки выпускников учреждений общего среднего образования и лиц, имющих общее среднее образование, желающих продолжить обучение в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание экзаменационной (тестовой) работы соответствует учебным программам общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения по учебному предмету "История Беларуси" для VI-IX классов, X-XI классов (базовый уровень), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, и Программе вступительных испытаний по учебному предмету "История Беларуси" для получения общего высшего и специального высшего образования, 2023 год, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 31.10.2022 № 644.

3. Качество экзаменационной (тетсовой) работы обеспечивается экспертизой экзаменационных материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплектности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню сложности.

4. Эквивалентность вариантов экзаменационной (тестовой) работы обеспечивается их формированием в соответствии с едиными методическими требованиями и спцификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковый уровень сложности и соотвествуют одним и тем же элементам содержания учебного предмета "История Беларуси".

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предусматривает выбор одного правильного ответа их пяти предложенных.
Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и овормить его в виде числа, слова, словосочетания или определенного сочетания цифр или букв и цифр.

6. Количество заданий
В одном варианте экзаменационной (тестовой) работы - 38 заданий.
Часть А — 16 заданий.
Часть В — 22 задания.

7. Структура экзаменационной (тестовой) работы

Раздел 1. Белорусские земли с древнейших времен до середины ХІІІ в. - 6 заданий (16 %).

Раздел 2. Белорусские земли во второй половине ХІІІ-первой половине ХVI в. - 5 заданий (14 %).

Раздел 3. Белорусские земли во второй половине ХVI-ХVIIIст. - 6 заданий (16 %).

Раздел 4. Беларусь в ХІХ-начале ХХст. - 7 заданий (18 %).

Раздел 5. Беларусь в 1917-1945 гг. - 7 заданий (18 %).

Раздел 6. Беларусь в середине1940-х гг. - 1980-е годы. -2 задания (5 %).

Раздел 7. Республика Беларусь в 1990-е гг.- начала XXI в. - 3 задания (8 %).

Обощащющие задания по разделам - 2 задания (5 %).


8. Уровни сложности

По уровням сложности задания в экзаменационной (тестовой) работе распределяются следующим образом:

I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 14 заданий (37 %);
III уровень – 14 заданий (37 %);
IV уровень – 8 заданий (21 %).

9. Программный материал для разработки экзаменационных (тестовых) заданий

Раздел 1. Белорусские земли с древних времен до середины XIII века.

Первобытное общество на территории Беларуси в периоды каменного, бронзового и раннего железного веков.
Население белорусских земель в раннем средневековье.
Государственность восточных славян. Княжества на территории Беларуси.
Социально-экономическое развитие белорусских земель в них-середине ХІІІ в.
Принятие и распространение христианства.
Культура белорусских земель в них-середине ХІІІ в.

Раздел 2. белорусские земли во второй половине ХІІІ-первой половине ХVI в.

Образование Великого Княжества Литовского.
Внутриполитическая обстановка и внешняя политика ВКЛ в конце ХІІІ-70-е гг. ХIV века.
Великое Княжество Литовское в конце ХIV-ХV в.: внутренняя и внешняя политика.
Политическое положение ВКЛ в конце ХV-первой половине ХVI в.
Государственное устройство, органы власти и управления в ВКЛ.
Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в ХІІІ-первой половине ХVIст.
Формирование белорусской народности.
Религиозная жизнь на белорусских землях во второй половине ХІІІ-первой половине ХVIст.
Культура Беларуси во второй половине ХІІІ-первой половине ХVIст.

Раздел 3. Белорусские земли во второй половине ХVI-ХVIII в.

Создание Речи Посполитой. Положение ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы.
Внешняя политика ВКЛ и Речи Посполитой в конце ХVI-первой половине ХVII в.
Беларусь во время войн середины ХVII-начала ХVIII в.
Сельское хозяйство и городская жизнь в Великом Княжестве Литовском во второй половине ХVI-ХVII в.
Социально-экономическое положение Беларуси во второй половине ХVII-ХVIII в.
Церковь и религия на белорусских землях в ХVI-первой половине ХVII в.
Образование и наука Беларуси во второй половине ХVI-ХVIII в.
Культура Беларуси во второй половине ХVI-ХVIII в.

Раздел 4. БЕЛАРУСЬ в XIX-начале ХХ в.

Общественно-политическая обстановка в Беларуси в первой половине ХІХст.
Общественно-политическое движение во второй половине ХІХ-начале ХХст. в Беларуси.
Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине ХІХст.
Буржуазные реформы на белорусских землях в первой половине ХІХ-начале ХХст.
Развитие каштализма в Беларуси во второй половине ХІХ-начале ХХст.
Беларусь в системе международных отношений в ХІХ-начале ХХст.
Формирование белорусской нации. Эволюция конфессиональных отношений в ХІХ-начале ХХст.
Культура Беларуси в первой половине ХІХст.
Культура Беларуси во второй половине ХІХ-начале ХХст.

Раздел 5. БЕЛАРУСЬ в 1917-1945 гг.

Октябрьская революция1917 г. и установление советской власти в Беларуси.
Становление белорусской национальной государственности в 1917-1919 гг.
Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-1930-е гг.
Социально-экономическое развитие Беларуси в 1918-1930-е гг.
Беларусь в условиях окончания Первой мировой и польско-советской войны.
Положение Западной Беларуси в составе Польши.
Начало Второй мировой войны.
Начало Великой Отечественной войны. Германский оккупационный режим в Беларуси.
Борьба белорусского народа против германских оккупантов.
Освобождение БССР от германских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Развитие белорусской нации в условиях советской общественно-политической системы.
Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
Культура Западной Беларуси.

Раздел 6. БЕЛАРУСЬ во второй половине 1940-х гг.- 1980-е годы.

Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1940 — х-1980-е гг.
Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940 — х-1980-е гг.
БССР на международной арене в 1940 - 1980-е гг.
Развитие белорусской советской культуры во второй половине 1940 — х-1980-е гг.

Раздел 7. Республика БЕЛАРУСЬ в 1990-е гг. - В начале XXI века.

Провозглашение и становление государственного суверенитета Республики Беларусь.
Общественно-политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 1990-х гг. - в начале XXI века.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
Геополитическое положение Республики Беларусь на рубеже ХХ-ХХІ вв.
Белорусская нация в условиях государственного суверенитета Республики Беларусь.
Развитие образования и науки, культуры и спорта в Республике Беларусь.

10. Объекты контроля
Экзаменационная (тестовая) работа по истории Беларуси предназначен для проверки учебных достижений.

Экзаменуемый должен знать:
  • основной теоретический и фактологический материал по истории Беларуси с древних времен до 2022 года;
  • особенности государственно-политического, социально-экономического, этноконфессионального развития белорусского народа, его материальной и духовной культуры.
Экзаменуемый должен уметь:
  • определять хронологическую последовательность исторических событий и процессов, их продолжительность;
  • соотношение исторические явления и процессы истории Беларуси с соответствующими явлениями и процессами общеевропейской истории;
  • локализовать на картосхеме исторические события, явления и процессы;
  • характеризовать общественно-политическое, экономическое, геополитическое, культурное развитие Беларуси на различных этапах исторического развития;
  • характеризовать результаты деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами, явлениями и процессами;
  • систематизировать и обобщать исторические факты;
  • сравнивать исторические факты, явления и процысы;
  • соотносить друг с другом различные точки зрения относительно одних и тех же исторических фактов, явлений и процессов;
  • конкретизировать теоретические выводы и содержание исторических понятий;
  • проводить анализ содержания различных исторических источников;
  • соотносит текстовую и визуальную информацию.

11. Время выполнения экзаменационной (тестовой) работы — 90 минут.

12. Результаты выполнения экзаменационной (тестовой) работы оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного экзамена и централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Источник: rikc.by
декабрь, 2021
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ