Спецификация экзаменационной (тестовой) работы к ЦЭ и ЦТ в 2023 году по учебному предмету «Химия»

1. Назначение экзаменационной (тестовой) работы — объективное оценивание уровня подготовки выпускников учреждений общего среднего образования и лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание экзаменационной (тестовой) работы соответствует учебным программам общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения по учебным предметам "Химия" для VII-IX классов, X-XI классов (базовый уровень), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, и Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Химия» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2023 г., утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 31.10.2022 № 644.

3. Качество экзаменационной (тестовой) работы обеспечивается экспертизой экзаменационных материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню сложности.

4. Эквивалентность вариантов экзаменационной (тестовой) работы обеспечивается их формированием в соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковый уровень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания предмета "Химия".

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных.
Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде целого числа, слова, последовательности.

6. Количество заданий в одном варианте экзаменационной (тестовой) работы – 38.
Часть А – 16 заданий.
Часть В – 22 заданий.

7. Структура экзаменационной (тестовой) работы

№ - Разделы программного материала - Количество заданий - Процент от общего количества
Раздел 1. Неорганическая химия -— 30 задания (79 %).
Раздел 2. Органическая химия- 8 заданий (21 %).

8. Уровни сложности

По уровням сложности задания распределяются следующим образом:
I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 14 заданий (37 %);
III уровень – 14 заданий (37 %);
IV уровень – 8 заданий (21 %).

9. Программный материал для разработки экзаменационных (тестовых) заданий

Раздел 1. Неорганическая химия

  • Основные понятия, теории и законы химии.
  • Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
  • Химическая связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических структур.
  • Химические реакции.
  • Химия растворов.
  • Основные классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли). Взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.
  • Металлы.
  • Неметаллы.
  • Химические вещества в жизни и деятельности человека.

Раздел 2. Органическая химия

  • Теория химического строения органических соединений.
  • Углеводороды (алканы, алкены, диены, алкины, арены). Нефть и природный газ как источники углеводородов.
  • Спирты(насыщенные одноатомные и многоатомные). Фенолы.
  • Альдегиды.
  • Карбоновые кислоты (насыщенные, ненасыщенные, ароматические; одноосновные, двухосновные).
  • Сложные эфиры. Жиры.
  • Углеводы(моносахариды, дисахариды, полисахариды).
  • Амины. Аминокислоты. Белки.
  • Взаимосвязь между важнейшими классами органических соединений.

Раздел 3. Типовые расчеты по химии

  • Вычисление относительной молекулярной и относительной формульной масс веществ по химическим формулам.
  • Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества.
  • Вычисление массовой доли компонента в смеси веществ.
  • Вычисление количества вещества по его массе и массы вещества по его количеству.
  • Вычисление количества газа по его объему (при н.у.) и объема (при н. у.) газа по его количеству.
  • Вычисление по химическим уравнениям массы, количества или объема (для газов, при н. у.) по известной массе, количеству или объему (для газов, при н. у.) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.
  • Расчет объемных отношений газообразных веществ по химическим уравнениям.
  • Установление эмпирической и молекулярной (истинной) формул по массовым долям химических элементов, входящих в состав вещества.
  • Вычисление относительной плотности и молярной массы газов.
  • Расчеты по термохимическим уравнениям.
  • Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества (растворителя).
  • Расчет масс или объемов веществ, необходимых для приготовления раствора с заданной массовой долей (молярной концентрацией) растворенного вещества.
  • Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах.
  • Определение практического выхода продукта реакции.
  • Вывод формул органических веществ по общей формуле, отражающей их состав.
  • Установление молекулярных формул органических веществ на основании продуктов их сгорания.
  • Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
10. Объекты контроля

Язык химии(символы химических элементов, химические формулы, названия веществ, уравнения химических реакций). Правила безопасного поведения при обращении с веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием.

Химический элемент и вещество. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе и строению атома. Периодичность изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам. Химическая связь и строение вещества. Зависимость свойств простых и сложных веществ от состава и строения.

Закономерности протекания химических реакций, сущность происходящих при этом изменений веществ. Протекание реакций в растворах электролитов. Характеристика кислотно-основных свойств растворов на основании рН. Окраска кислотно-основных индикаторов в водных растворах. Окислительно-восстановительные процессы.

Общая характеристика (состав, названия, классификация, получение, химические свойства) основных классов неорганических соединений. Взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.

Общие химические свойства и способы получения металлов. Характеристика соединений щелочных, щелочно-земельных металлов, магния и алюминия(состав, физические и химические свойства оксидов, гидроксидов, солей). Физические и химические свойства железа и его соединений(оксиды, гидроксиды и соли железа).

Физические и химические свойства водорода, галогенов, кислорода и серы, азота и фосфора, углерода и кремния. Характеристика образуемых ими соединений: состав, физические и химические свойства летучих водородных соединений, оксидов, гидроксидов, солей. Аллотропия на примере кислорода, серы, углерода, фосфора.

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Зависимость свойств органических соединений от химического строения. Характеристика органических соединений важнейших классов: определение класса, общая формула, гомологический ряд, классификация, изомерия (структурная и пространственная (цис-, транс-), номенклатура (ИЮПАК и тривиальные названия), электронное и пространственное строение молекул. Физические и химические свойства, получение. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Качественные реакции органических соединений.

Области применения наиболее важных веществ, которые используются в быту, сельском хозяйстве, промышленности.

Выполнение типовых расчетов по химии и решение составленных на их основе задач.

11. Время выполнения экзаменационной (тестовой) работы - 150 минут.

12.На централизованном экзамене и централизованном тестировании по химии допускается пользование:
  • калькулятора, который не является средством хранения, приема и передачи информации;
  • справочных материалов: "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева", "Растворимость оснований, кислот и солей в воде", "Ряд активности металлов".
13. Результаты выполнения экзаменационной (тестовой) работы оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Источник: rikc.by
декабрь, 2021
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ