Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык», 2020 год

для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» предназначена для лиц, поступающих в учреждения среднего специального и (или) высшего образования.

Программа структурирована в соответствии с основными содержательными линиями языкового образования.

Цель программы – помочь выпускникам учреждений общего среднего образования повторить, обобщить, систематизировать:
– знания о системе языка по всем его разделам (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);
– нормы русского литературного языка (произносительные, лексические (речевые), словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные);
– речеведческую теорию (культура устной и письменной речи, текст, функциональные стили речи, речевая норма, жанры речи, правила речевого общения).

Содержание программы позволяет абитуриентам не только повторить, обобщить и систематизировать соответствующие знания о системе языка и речи, но и на их основе усовершенствовать орфографические, пунктуационные, коммуникативно-речевые умения и навыки.

Вступительные испытания в учреждения высшего образования по учебному предмету «Русский язык» проводятся в форме централизованного тестирования. Содержание тестовых заданий определяется настоящей программой вступительных испытаний, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

После окончания учреждения общего среднего образования абитуриент должен знать:

– основные сведения о тексте, стилях речи, типах речи, жанрах речи;
– типы языковых норм и основные качества речи;
– произносительные, речевые, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, изучение которых предусмотрено учебной программой;
– однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, признаки фразеологизмов, их значение и синтаксическую роль;
– словообразовательные и формообразовательные морфемы; основные способы словообразования;
– классификацию частей речи; морфологические признаки самостоятельных частей речи, их сочетаемость со словами других частей речи и синтаксическую роль в предложении; функции служебных частей речи;
– современные правила орфографии;
– синтаксические единицы, их строение, значение, роль в речи;
– современные пунктуационные правила;
– способы передачи чужой речи.

Абитуриент должен уметь:

– осуществлять содержательный и композиционный анализ текста: определять текстовые признаки, формулировать его тему и основную мысль, задачу текста; давать заглавие; определять виды и средства связи предложений и частей текста; определять принадлежность текстов к определенному типу, стилю и жанру речи;
– выявлять и исправлять факты нарушения языковых норм (произносительные, лексические (речевые), словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические и пунктуационные);
– различать звуки и буквы, устанавливать между ними соответствие; выделять ударные и безударные слоги; различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
– осмысленно воспринимать значения слов в тексте; различать значения многозначных слов; различать значения омонимов; разграничивать оттенки значений синонимов, обнаруживать антонимические отношения между словами; подбирать к словам синонимы, антонимы, отличать лексическое значение однокоренных слов, близких по произношению, но имеющих разное значение; находить фразеологизмы в предложениях, текстах, толковать их значения, определять синтаксическую роль, правильно использовать фразеологизмы в определенном контексте; уметь пользоваться словарями (толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологическим);
– определять морфемное строение слов; правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфемным строением слова; разграничивать однокоренные слова и формы одного слова; определять способы образования слова, производить словообразовательный разбор;
– на основе семантико-грамматических признаков и синтаксической роли распознавать части речи в предложениях, текстах; определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий и служебных частей речи; различать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные; образовывать краткие формы и формы степеней сравнения имен прилагательных; различать количественные, собирательные, порядковые числительные; определять начальную форму глагола, различать формы повелительного и изъявительного наклонений глагола; образовывать различные формы причастий; различать омонимичные формы и части речи;
– различать орфографические нормы, основанные на разных принципах написания; находить и исправлять орфографические ошибки;
– вычленять из предложений словосочетания, обнаруживать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды синтаксической связи слов в словосочетаниях, синтаксическую функцию слов (словосочетаний) в предложении;
– обнаруживать главные члены предложения; различать второстепенные члены предложения, подлежащее и обращение; разграничивать типы сказуемого, разные виды односоставных предложений; различать простое и сложное предложение; обнаруживать и разграничивать конструкции, осложняющие простое предложение; вычленять части в составе сложного предложения и определять их количество; определять тип сложного предложения; определять основные виды придаточных частей в сложноподчиненном предложении; разграничивать союзы и союзные слова; производить синтаксический разбор предложений; находить в предложениях синтаксические конструкции, которые требуют отделения и выделения знаками препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– адекватно воспринимать устную и письменную речь, создавать тексты разной жанрово-стилистической принадлежности, оформлять в соответствии с нормами современного русского языка.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Русский язык как развивающееся явление. Функции языка.

КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Нормы литературного языка: произносительная, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, орфографическая, пунктуационная, лексическая (речевая). Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, богатство, чистота, уместность, выразительность.

СТИЛИ РЕЧИ

Речевая ситуация. Признаки речевой ситуации. Стили речи: художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Признаки стилей речи: задачи речи, сфера применения, отличительные стилевые черты, языковые средства.

ЖАНРЫ РЕЧИ

Конспект. Реферат. Доклад. Отзыв.
Содержание, композиция, языковые средства жанров.

ТЕКСТ

Текст. Тема текста, основная мысль. Признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность (виды связи, средства связи), законченность. Подтемы текста. Ключевые слова и предложения текста.
Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

ФОНЕТИКА

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки в ударном и безударном положении. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких и озвончение глухих согласных.
Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных.
Ударение.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых гласных в корне.
Правописание корней с чередующимися гласными о–а, е–и.
Правописание о, е, ё после шипящих, о, е после ц.
Правописание гласных ы, и после ц.
Правописание безударных гласных в приставках.
Правописание приставок пре-, при-.
Правописание согласных в приставках.
Правописание букв з и с на конце приставок.
Правописание ы, и после приставок на согласный.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание ь после шипящих.
Правописание проверяемых, непроверяемых, непроизносимых, двойных согласных в корне слова.
Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных, окончаний причастий.
Правописание имён числительных.
Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм, личных окончаний глаголов.
Правописание служебных частей речи и наречий.
Правописание н и нн в словах разных частей речи.
Правописание не и ни со словами разных частей речи.
Слитные, раздельные и дефисные написания.

ЛЕКСИКА
Слово, его лексическое значение.
Прямое и переносное значение слова. Многозначные и однозначные слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.

СОСТАВ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ

Значимые части слова – морфемы; формообразовательные и словообразовательные морфемы.
Основа слова. Корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема. Окончание. Чередование звуков при образовании и изменении слов.
Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный, сложение, сложение в сочетании с суффиксальным способом, сложение сокращенных основ, слияние слов.

МОРФОЛОГИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное
Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Род имен существительных: мужской, женский, средний. Род неизменяемых имен существительных и сложносокращенных слов.
Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного и только в форме множественного числа.
Падеж имен существительных. Склонение имен существительных: 1, 2, 3-е склонение. Разносклоняемые и неизменяемые имена существительные. Образование форм именительного и родительного падежа множественного числа существительных, творительного падежа собственных имён существительных.

Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.
Склонение имен прилагательных. Краткие формы качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилагательных.

Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды имен числительных по значению: количественные, собирательные, порядковые. Разряды имен числительных по составу: простые, сложные и составные числительные. Обозначение дробного числа.
Склонение имен числительных.

Местоимение
Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Формы рода и числа местоимений. Склонение местоимений.

Глагол
Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Неопределенная форма глагола (инфинитив). Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные и невозвратные глаголы.
Изъявительное, условное, повелительное наклонения глаголов. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам. Глаголы I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

Причастие
Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Склонение причастий.
Действительные причастия. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия.

Деепричастие
Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Деепричастия несовершенного вида. Образование деепричастий несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида.

Наречие
Наречие как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог
Предлог как служебная часть речи.

Союз
Союз как служебная часть речи.
Союзы сочинительные и подчинительные. Простые и составные союзы.

Частица
Частица как служебная часть речи.

Междометие
Междометие как особая часть речи в русском языке.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание
Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Простое предложение
Классификация простых предложений: повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные и невосклицательные; распространенные и нераспространенные; двусоставные и односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные); полные и неполные; осложненные и неосложненные.

Строение простого предложения. Грамматическая основа. Подлежащее, способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое, составное), способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Второстепенные члены предложения: определение, приложение, дополнение, обстоятельство.

Знаки препинания в простом предложении: знаки конца предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак); тире между подлежащим и сказуемым; дефис при приложении.

Простое осложненное предложение.

Предложения с однородными членами. Запятая между однородными членами при отсутствии союза. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Выделение запятыми обособленных определений. Причастный оборот. Выделение запятыми или тире обособленных приложений. Выделение запятыми обособленных обстоятельств. Деепричастный оборот. Выделение запятыми уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях, содержащих конструкции с как.

Предложения с обращениями и вводными единицами. Знаки препинания при обращениях, вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Сложное предложение

Строение сложного предложения: союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Запятая и тире между частями сложносочиненного предложения. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена предложения.

Сложноподчиненное предложение: главная и придаточная части. Основные виды придаточных частей: определительная, изъяснительная, обстоятельственные (места, времени, причины, следствия, цели, условия, уступки, образа действия, степени, сравнительная). Выделение запятыми придаточной части в сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями. Отсутствие запятой между однородными придаточными или главными частями. Запятая на стыке подчинительных союзов (что если, что когда и под.).

Бессоюзное предложение. Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной. Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов.

Чужая речь и ее виды.
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью перед словами автора, после слов автора, со словами автора внутри прямой речи.
Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Косвенная речь. Цитация. Знаки препинания при цитировании.
Источник: edu.gov.by
ноябрь, 2019
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ