Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русская литература», 2020 год

для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русская литература» предназначена для лиц, поступающих в учреждения среднего специального и (или) высшего образования.
Программа структурирована в соответствии с основными содержательными линиями литературного образования.
Содержание литературного образования представлено в программе комплексно, во взаимосвязи принципов преемственности, доступности и включает произведения литературы, сведения об основных периодах художественного процесса, биографические сведения о жизни и творчестве виднейших писателей, основные теоретико-литературные понятия.
Литературные произведения отобраны с учётом их художественных достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, места в творчестве писателя и в истории литературы, актуальности для нашего времени. При этом учитывались гуманистический смысл произведения, диалектическая связь социального, конкретно-исторического и общечеловеческого в нём, художественное своеобразие, авторская позиция.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен знать:
 тексты произведений, изучение которых предусмотрено учебной программой по русской литературе для учреждений общего среднего образования, их идейное содержание и художественные особенности;
 художественное, историческое и общественное значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи;
 общие закономерности историко-литературного процесса, роль автора произведения в развитии литературы;
 важнейшие биографические сведения о писателях;
 специфику литературы как искусства слова.
Абитуриент должен уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы, передавать близко к тексту или цитировать отрывки из произведений, предложенных учебной программой для заучивания наизусть; демонстрировать свободное владение следующими теоретико-литературными понятиями:
– род художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;
– литературные направления – классицизм, романтизм, реализм, модернизм (общее понятие);
– тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;
– художественный образ, литературный тип, лирический герой;
– сатира, юмор, гротеск;
– эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола;
– основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Древнерусская литература.
Самобытный характер литературы Древней Руси.
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Эпичность и лиризм изображения русской земли и судеб русских людей.
Литература ХVIII в.
Общая характеристика русской литературы XVIII в. (М.В. Ломоносов, Г. Р. Державин).
Классицизм в русской литературе: его истоки и своеобразие. Идеи гуманизма и Просвещения. Патриотический пафос литературы.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства.
Литература первой половины XIX в.
Общая характеристика литературы первой половины XIX в. Изображение чувств в литературе сентиментализма. Романтизм в русской литературе, его национальное своеобразие (В. А. Жуковский).
Становление реализма в русской и мировой литературах. Отличие реализма от классицизма и романтизма.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
Очерк жизни и творчества.
Просветительские идеи в комедии: темы ума, знания, протеста против насилия и произвола, утверждение независимости и свободы личности. Критика крепостничества и деспотизма. Трагедия Чацкого и его нравственная победа над фамусовским обществом. Обобщающий смысл образов комедии. Своеобразие композиции комедии.
А. С. Пушкин. «К морю», «Узник», «Зимнее утро»,«К Чаадаеву», «В Сибирь», «19 октября» (1825), «Мадонна», «Я Вас любил...», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил...», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. (4 стихотворения по выбору абитуриента). Повести «Дубровский», «Капитанская дочка». Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин».
Жизненный и творческий путь.
Лирика. Гуманистическое содержание лирики А.С. Пушкина. Гармония человека и природы. Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. Любовная лирика. Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии.
Повесть «Дубровский». Мастерство А.С. Пушкина в создании характеров героев. Чистота и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
Повесть «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность, лаконизм, красота пушкинской прозы. Образ Петра Гринёва. Образ Маши Мироновой. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачёва.
Поэма «Цыганы». Картины быта и нравов «детей природы». Темы свободы, воли и рока.
«Евгений Онегин» – реалистический роман в стихах. Жанр и композиция романа. Онегинская строфа. Особенности личностного развития и жизненных исканий Евгения Онегина. Онегин и Ленский. Образ Татьяны. Образ автора. Энциклопедизм романа: нравственно-философская проблематика.
Литературные критики о произведениях А. С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу...», «Смерть поэта», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Прощай, немытая Россия», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина» (4 стихотворения по выбору абитуриента). Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».
Очерк жизни и творчества.
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос вольности. Протест против гнёта, чувство одиночества, тема любви; тема поэта и поэзии.
Поэма «Мцыри». Мцыри – «любимый идеал» (В. Г. Белинский) Лермонтова. Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Особенности композиции поэмы. Основное идейное содержание.
Роман «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Проблематика и система образов. Печорин. Сила и одаренность натуры, многогранность и противоречивость характера. Роль композиции в раскрытии характера Печорина. Проблема смысла жизни, социальной активности человека, его ответственности перед временем и перед собой.
В. Г. Белинский о произведениях М. Ю. Лермонтова.
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души».
Очерк жизни и творчества.
«Ревизор». История создания комедии. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство писателя в создании речевых характеристик действующих лиц (своеобразие диалогов, реплик в сторону, монологов).
Своеобразие гоголевского юмора.
«Мертвые души». Особенности жанра и композиции. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы общественной жизни России. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников (приемы их сатирической обрисовки, роль пейзажа, интерьера, портрета, диалогов). Образ Чичикова. Смысл названия.
Литература второй половины XIX в.
Расцвет реализма в литературе второй половины XIX в.
А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница» (пьеса по выбору абитуриента).
Жизненный и творческий путь.
«Гроза». Язык драмы (речь, монолог и мизансцена, реплика, ремарка). Образ города Калинова. Мастерство А. Н. Островского в создании характеров Кабанихи, Дикого, Тихона. Образ Катерины. Проблема жанра: драма – трагедия.
«Бесприданница». Власть денег и сила человеческих чувств в пьесе. Образ Ларисы Огудаловой. Карандышев и тема «маленького человека» в русской литературе.
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Жизненный и творческий путь.
«Отцы и дети». Нигилизм как знамение времени и болезнь переходных эпох. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Проблема отцов и детей.
Н. А. Некрасов. Стихотворения «На Волге», «Плач детей», «Внимая ужасам войны». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (главы по выбору абитуриента).
Н. А. Некрасов – поэт гнева и сострадания. Сочувственное отношение поэта к тяжкой народной доле.
«Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества. Сатира и юмор в сказке.
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Жизненный и творческий путь.
«Преступление и наказание» как философско-психологический роман. Петербург в романе. Система образов. Антигуманный смысл теории Раскольникова.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Роман «Война и мир».
Жизненный и творческий путь.
Рассказ «После бала». Протест против жестокости, насилия. Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу.
«Война и мир» – роман-эпопея. Авторский замысел и история создания. Своеобразие композиции. Смысл названия.
Изображение войны в эпопее (Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения). Образ народа. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль семейная» в романе. Образ Наташи Ростовой.
Русский реализм конца ХIХ – начала ХХ вв.
Продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. Взаимодействие реализма с другими творческими методами и направлениями.
А. П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре», «Попрыгунья». Пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (пьеса по выбору абитуриента).
Жизненный и творческий путь.
«Попрыгунья». Истинные и ложные ценности в рассказе. Тема любви и женского счастья.
«Человек в футляре». Сатирическое обличение человеческих пороков.
«Вишнёвый сад». Постановка коренных вопросов бытия в пьесе: человек и время; прошлое, настоящее и будущее России. Отношение автора к героям. Черты дельца нового времени в характере Лопахина. Молодое поколение в пьесе.
«Дядя Ваня». Поэтизация труда, нравственная чистота и красота человека. Самопожертвование и корыстное существование за счет других. Истинная интеллигентность и иждивенческая позиция. Защита природы. Лиризм пьесы.
М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».
Очерк жизни и творчества.
«Песня о Соколе». Героический пафос. Эмоциональность языка, особенности ритма. Образы-символы Сокола и Ужа.
«Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл противопоставления образов: Ларра Данко.
Пьеса «На дне». Трагические судьбы людей «дна». Спор о назначении человека. «На дне» как социально-философская драма.
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Жизненный и творческий путь.
«Господин из Сан-Франциско». Социально-философская проблематика рассказа.
Модернизм конца XIX — начала XX в.
Особенности русского модернизма. Символизм, акмеизм, футуризм как его важнейшие направления. Их место и роль в литературном процессе Серебряного века.
А. А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»; стихотворения из цикла «На поле Куликовом»; «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия», «На железной дороге» (3 стихотворения по выбору абитуриента); поэма «Двенадцать».
Очерк жизни и творчества.
Основные мотивы лирики А. Блока.
«Стихи о Прекрасной Даме». Мотивы мистических предчувствий. Вечная Женственность как символ грядущего обновления России. Обострение внимания к общественной проблематике.
«Двенадцать». Художественный мир поэмы. Сюжет и конфликт. Образы-символы социальных явлений. Особенности композиции и стиха.
Литература 1920-х — середины 1950-х гг.
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» (3 стихотворения по выбору абитуриента). Поэмы: «Облако в штанах», «Про это» (одна поэма по выбору абитуриента).
Очерк жизни и творчества.
Основные темы и мотивы лирики поэта.
Сатира В. В. Маяковского, ее связь с традициями русской демократической сатиры.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского.
С. А. Есенин. «Край любимый! Сердцу снятся...», «Я покинул родимый дом...»,«Неуютная жидкая лунность...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова» «Отговорила роща золотая…» (3 стихотворения по выбору абитуриента). Очерк жизни и творчества.
Социальные и поэтические истоки лирики С. Есенина. Связь с фольклором. Человек и природа в лирике С. Есенина. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений.
Образ Родины и образ времени в поэзии С. Есенина.
М. И. Цветаева. Стихотворения «Домики старой Москвы», «Моим стихам, написанным так рано…», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Бессонница», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Генералам двенадцатого года», «Имя твое – птица в руке...»; (3 стихотворения по выбору абитуриента).
М. И. Цветаева – «самый трагический поэт XX века».
Богатство тем и мотивов лирики М. И. Цветаевой: сила и нежность любви, преданность друзьям, достоинство и честь, сила духа, мужество; любовь к родине, верность ей. Романтический мир лирической героини. Индивидуальный стиль поэта.
М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
Очерк жизни и творчества.
«Собачье сердце». Изображение послереволюционной действительности. Авторская позиция и способы ее выражения. Традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
«Мастер и Маргарита».
Композиция романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Судьба Иешуа и Мастера. Критическое изображение московской действительности 20-30-х годов. Реальное и ирреальное в романе.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента).
Жизненный и творческий путь.
«Тихий Дон» как роман-эпопея. История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи. Судьба Григория Мелехова. Цельность характера. Женские судьбы в романе. Глубина чувств героев.
«Поднятая целина». Отражение в романе противоречий процесса коллективизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения. Система образов. Драматизм и юмор в романе.
А. Т. Твардовский. Лирика: «О сущем», «Я знаю: никакой моей вины...», «Вся суть...», «На дне моей жизни...» (2 стихотворения по выбору абитуриента). Поэма «Василий Тёркин».
Очерк жизни и творчества.
Лирика. Размышление о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Открытость, искренность и честность поэта в разговоре с читателем.
Поэма «Василий Тёркин». Замысел, история создания, народнопоэтическая основа поэмы. Веселая удаль, жизнелюбие, душевная стойкость, мужество Василия Тёркина. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны.
А. А. Ахматова. Лирика: «Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», (3 стихотворения по выбору абитуриента). Поэма «Реквием».
Очерк жизни и творчества.
Мотивы любви, душевных побед и крушений в лирике А. А. Ахматовой. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. Тема поэта и поэзии. Тема Родины.
«Реквием». Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери. Евангельские мотивы.
Б. Л. Пастернак. Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Давай ронять слова...», «Снег идет», «Единственные дни», «Любить иных – тяжелый крест…», «Во всем мне хочется дойти...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…» (3 стихотворения по выбору абитуриента).
Очерк жизни и творчества.
Философская насыщенность поэзии Б. Пастернака. Вечные вопросы бытия в лирике поэта. Стремление во всем «дойти до самой сути». Тема поэта и поэзии.
Литература середины 1950-х — начала 1990-х гг.
А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Жизненный и творческий путь.
«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы. Сталинизм как народная трагедия. Своеобразие композиции и языка повести.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие», К. Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой» (по выбору абитуриента), В. О. Богомолов. «Иван».
Темы Родины и народа. Человек на войне. Утверждение бессмертия воинского подвига.
Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие». Женщина на войне. Образы девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Лиричность и трагизм в изображении героев повести.
К. Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой». Проблематика повести. Капитан Рюмин и лейтенант Ястребов.
В. О. Богомолов. «Иван». Повесть о разрушенном войной детстве. Мечта героя о добрых человеческих отношениях. Своеобразие композиции повести.
Общая характеристика прозы 1970-х – начала 1990-х годов. Основные темы и проблемы в творчестве писателей этого периода (В. Распутин, Ч. Айтматов, Ю. Трифонов, Ф. Искандер и др.).
Поэзия 70-х начала 90-х годов.
Н. Рубцов, Н. Заболоцкий, Р. Рождественский, А. Тарковский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев, Б. Чичибабин (2 стихотворения по выбору абитуриента).
Проблемно-тематическая и жанрово-стилевая характеристика поэзии, её нравственные идеалы.
Источник: edu.gov.by
ноябрь, 2019
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ